четверг, 27 сентября 2007 г.

Оценка проектов

Последнее время мне очень часто приходится оценивать стоимость интернет проектов. В процессе я выработал методику, о которой хочу с вами поделиться.

Итак, как и любой благоразумный бизнесмен, вкладывая деньги я рассчитываю(хотел написать надеюсь :)) на прибыль. Принятые методики оценки онлайн бизнеса для мелких и средних проектов – не годятся. А именно мелкими и средними интернет проектами я сейчас интересуюсь и занимаюсь.

Определимся с определениями.

«Мелкий» интернет проект: PR <= 3, ТИЦ <= 200, количество страниц с уникальным текстом < 200, посещаемость до 300 уникальных посетителей в сутки.

«Средний» интернет проект: PR <= 5, ТИЦ < 2’000, количество страниц с уникальным текстом < 30’000, посещаемость до 3’000 уникальных посетителей в сутки.

Из чего складывается стоимость.

1) Доменное имя. Как правило – это себестоимость, т.е. 7-20$. В редких исключениях попадаются действительно стоящие имена.
2) Уникальный контент. Действительно стоит денег, но лишь тогда, когда он проиндексирован поисковыми системами и на него идёт хороший трафик. Т.е. в моей методике я учитываю этот пункт, но не принимаю в расчёт. Принимаю в расчёт количество страниц, на которых можно разместить ссылочную рекламу. Данная статья относится к разряду прибылей с повышенным риском, поэтому, учитываю только возможную прибыль за первые ТРИ месяца. Важно помнить, что продавать ссылки на бирже вы начнёте с НУЛЯ, т.е. золотые горы прямо завтра на вас не свалятся.

Попытался составить примерную шкалу, на основе своего опыта(представлены данные для сайтов, где количество страниц > 100):

возможная прибыль за первые ТРИ месяца, продавая ссылочную рекламу
К сожалению, большинство моих сайтов с небольшим количеством страниц, посему, в таблице много пустого места. Но минимальные и максимальные значения уже смогут вас сориентировать.

3) Трафик. В процессе опытов, я вычислил, что максимальная конвертация 1’000 уникальных посетителей – 7$. Обратите на слово МАКСИМАЛЬНАЯ. Т.е. в большинстве случаев конвертация составляет 3-4$ за 1’000 посетителей.

Теперь перейдём к наглядному примеру.

Александр, буквально на днях попросил оценить его проекты: egate.ru и rebuy.ru

Оцениваю один из них:

1) Egate.ru – имя никакое, т.е. цена 7$ (именно по этой цене я покупаю домены в зоне RU)
2) PR=2, ТИЦ=30, страниц с уникальным контентом – 5 штук.
Контент на данном ресурсе совсем не интересен, т.е. если брать проект, то только ради PR-а и ТИЦ-а, наполняя в дальнейшем своим, уникальным контентом и ждать месяц, пока он проиндексируется. Лично мне, такая схема не интересна, т.е. за свои же деньги я не хочу покупать себе геморрой. Домены с такими параметрами можно легко купить за 5$.
3) Трафик практически на нуле, т.е. в расчёт не берём.

Итого, стоимость данного проекта: 7$ + 5$ = 12$

Иными словами, как инвестирование он не интересен. Т.к. только одно потраченное время на процедуру передачи проекта будет стоить куда больше этих 12$.

Возьмём другой проект, купить который мне не удалось(разошлись в цене с продавцом): soccernews.ru

1) Имя – ничего стоящего, если постараться, можно найти даже сейчас лучше. Т.е. цена – 7$
2) PR=4, ТИЦ=700, страниц с уникальным контентом – 15590.
У меня нет ресурсов с таким ТИЦ, посему, могу лишь предположить, что на sape.ru, в первые три месяца, можно будет заработать порядка 1000$.
3) Средняя посещаемость – 700 уникальных посетителей в сутки, т.е. за месяц – 21’000, что сможет сконвертиться на PPC системах в 147$(максимум).

Итого, стоимость данного проекта: 7$ + 1000$ + 147$*3 = 1448$.

Владелец же хотел не менее 5000$ :)

17 комментариев:

  1. 90$ с 0\10 это за 3 месяца ?
    Это по своему опыту? Сколько странц и какая тематика?

    ОтветитьУдалить
  2. понятно. 90 в месяц?

    ОтветитьУдалить
  3. Сергей, за ПЕРВЫЕ 3-и месяца. Это важно, т.к. в первый день вы начинаете с 0$, продавая каждый день по чуть-чуть. Арифметическая прогрессия получается.
    Забыл, важный показатель для того сайта - ЯК.

    ОтветитьУдалить
  4. nou, да, не учитываю, но я в самом начале оговорился, что "Принятые методики оценки онлайн бизнеса для мелких и средних проектов – не годятся". Именно по этой причине, что рекламу на них продать - архи сложно. Т.е. конечно можно, не спорю, но это будет больше исключение, чем правило.

    ОтветитьУдалить
  5. Можешь оценить, сколько может приноситьмой ресурс в месяц с продаж линков и на адсенсе?
    m600.org.ua
    PR-2 CY - 30
    1500-2000 человек в день,
    в гугле 12,300 страниц, и будет расти немного, так как сделал только что новый двиг и индексация с нуля, в яндексе 6 039 страниц.

    ОтветитьУдалить
  6. Позволю себе не согласиться с методом оценки.

    1. Объем продаж ссылок отличается на порядок в разных тематиках.
    Продажа ссылок без разбора чревато пессимизацией и следовательно падением дохода.
    2. Конвертация трафика тоже зависит от тематики(наличия объявлений) и что более важно от типа контента. CTR на рекламном блоке рядом со статьей на порядок выше рекламного блока на форуме.

    Почему-то не учитываются расходы на содержание.
    У сплога расходы только на хостинг, а soccernews.ru потребует редактора, и возможно не одного.

    А вообще есть очень простая формула оценки онлайн бизнеса: прибыль за 6 месяцев.

    ОтветитьУдалить
  7. ну вообще оценка более чем приблизительная, но как ориентир она несомненно служить может

    ОтветитьУдалить
  8. Странник, с твоими довыдами - согласен. Дополнительных аргументов, как в "+", так и в "-", может быть много. Я их уже в голове прикидываю.

    ОтветитьУдалить
  9. Расходы на содержание как правило близки к нулю(для проектов указанного типа). В ситуации с футбольным сайтом я и пытался показать владельцу, что умножать на 6 БЕЗ учёта расходов - не совсем корректно.
    Моя оценка стоимости проекта в 1500$ - очень похожа на результат, если считать: ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ * 6.

    p.s. прибыль бывает разная, я пытался акцентировать внимание, что продажа ссылок - рискованное занятие. КК=6 тут никак не катит.

    ОтветитьУдалить
  10. Умножение на 6 не всегда приемлимо, я например, никогда на купил бы варезник из расчёта окупить стоимость через полгода

    ОтветитьУдалить
  11. unnamed, во-первых, количество страниц у тебя имеет отрицательную тенденцию:
    5296 Яша и 12100 Гугл, на текущий момент. Во-вторых, не понимаю, зачем спрашивать, сколько может приносить сайт с ППС систем, если он увешан Адсенсом.
    Моя оценка при таком трафике, порядка 6-14$ в день.

    ОтветитьУдалить
  12. Мне кажется такая низкая оценка сайтов говорит скорее о том, что среди нынешних SEO как-то мало принято делать действительно качественные сайты с уникальным контентом и зарабатывать не только на продаже ссылок и контексте...

    Например мне тематический сайт, который по Вашей классификации где-то между мелким и средним (400-500 посетителей, ТИЦ и ПР невысокие), приносит порядка 1000$ в месяц на прямой рекламе (с тенденцией к росту). Думаете я его продам за 6К к примеру? зачем... и за 10 не продам - за следующий год он больше принесет. Потому что для ТАКОЙ конвертации посетителей в деньги, надо работать над ресурсом не один год.
    Понятно что сайты-однодневки обычно стоят дешево (кроме супер-уникальных стартапов)

    ОтветитьУдалить
  13. Владелец наверное не расчитывал на то что ты в ноль планируешь выходить за 3 месяца :) в реальной жизни, если ты в курсе, 20% годовых это уже офигенно крутой бизнес :) так что владелец сайта не без оснований попросил 5 килобаксов за свой проект (в соответствии с твоими расчетами, ты бы отбил эти деньги за год - 100% годовых, я считаю, это очень хороший процент)... если ты планировал за 3 месяца 1500 баксов то вышел бы на 400% годовых (это если ресурс стоит на месте), а вот теперь посмотрим со стороны продавца... в соответствии с твоим расчетом... чудак держит сайт у себя и за 3 месяца зарабатывает столько, сколько ты ему предлагал... и в год так 4 раза к ряду :) и не надо каждые три месяца создавать проект такого уровня :)

    ОтветитьУдалить
  14. Curt, мои расчёты даже оптимистичны по отношению к реальности. Скоро я опубликую отчётик, о том, как купил сайт и сколько он мне окупался. Вы меня тогда поймёте.

    ОтветитьУдалить
  15. Ты не учитываешь основной процент дохода посещаемых сайтов - прямую продажу рекламы на сайте. Баннеры, ссылки и т.п.
    Ищи сам рекламодателей, предлагай им свои услуги. Никакая сапа тебе столько денег не принесёт сколько они.

    Речь естественно идёт о качественных ресурсах с приличными показателями ПР/ТИЦ либо читателей/посетителей

    ОтветитьУдалить
  16. Владимир05 июля, 2009 23:32

    Удивляет то, что при оценке проекта
    делается ставка на "быстрые" деньги.
    Только одна задача - как бы отбить
    свои вложенные да поскорее.
    Откуда цифра окупаемости 6 мес ?
    Если проект авторский и не убыточный
    какой резон его продавать за себестоимость или за полугодовую прибыль ?

    ОтветитьУдалить

Внимание! Все ссылки проходят фейс контроль. Все ссылки REL=NOFOLLOW. Удаляются все комментарии, кроме: анонимных или с ссылками на личные финансовые блоги.